Об издательстве “Жизнь с Богом”
25 января 2014 года в “Дубраве” откроется выставка книг брюссельского издательства «Жизнь с Богом». Что это за издательство и как оно связано с “Дубравой”?
В конце Второй мировой войны Ирина Михайловна Поснова (1914–1997), дочь русского эмигранта М. Э. Поснова, известного православного историка Церкви, профессора Киевского университета и Софийской духовной академии, встретила в Бельгии русских, заброшенных на Запад войной. Это были люди, только что освобожденные из немецких концлагерей и размещенные в лагерях для беженцев, раскиданных по всей Западной Европе. Мучительные испытания поставили перед ними главные вопросы человеческого бытия – вопросы духовные.
Для помощи своим соотечественникам Ирина Михайловна основала в Брюсселе христианское издательство – «Жизнь с Богом», которое много лет выпускало литературу, ориентируясь на читателя, образ мыслей которого сформировался в атеистическом государстве. В конце 50-х годов Ирина Михайловна решила, что нужно адресовать книги тем, кто живет в СССР. Издание и распространение книг требовали не только сбора средств, но и умения переправить эти книги через «железный занавес».
К концу 80-х годов каталог издательства насчитывал более сотни названий. Среди лучших его изданий – знаменитая Брюссельская Библия и Новый Завет на русском языке с комментариями.
Брюссельское издательство «Жизнь с Богом» было одним из наиболее интересных и эффективных религиозных издательств в эмиграции и немало сделало для духовного возрождения России. Как и многие другие эмигрантские объединения после начала перестройки издательство «Жизнь с богом» было закрыто.
В настоящее время в Москве зарегистрирована организация «Издательский дом “Жизнь с Богом”», в задачи которой входит продолжение традиции Брюссельского издательства в проповеди христианства в современном мире.
Воспоминания Ирины Посновой о протоиерее Александре Мене
Переписка с нашим издательством началась в тяжелые для Церкви 60-е годы. В то время пересылка рукописей за границу была связана с большим риском, но таково было желание отца Александра – нести благую весть о Христе, и он отправил нам свое юношеское произведение «Сын Человеческий», с риском, но и с надеждой, что эта книга не написана в стол. По плану она должна была стать заключительным томом серии «В поисках Пути, Истины и Жизни». Однако автор не был уверен в том, что его проект осуществится, и решил начать с самого главного. Позже он основательно переработал 3-е издание этого труда, который оказался дуновением свежего воздуха для многих тысяч читателей на их пути ко Христу. Успех этой книги был также замечен соответствующими органами, и с автора взяли подписку, что он больше не будет выступать под псевдонимом «Боголюбов». С тех пор писать стал «Э. Светлов», и, несмотря ни на какие препятствия, шеститомник вышел в свет.
В 80-е годы отец Александр раскрыл свой псевдоним, и его последние книги «Таинство, слово и образ» и «Как читать Библию» подписаны именем автора. Все это обошлось не без затруднений. Он мог бы продолжить научную карьеру на Западе, где приобрел уже широкую известность благодаря своим книгам. Однако на все предложения он всегда отвечал без колебаний, что предпочел бы тюрьму в России, ибо его пастырский долг не позволяет ему покидать все разраставшуюся духовную семью, особенно молодежь, которая тоже подвергалась угрозам. Но напряженное положение имело благополучный исход. Начало 80-х годов он провел под покровом святого Сергия Радонежского, составляя в Лавре монументальный труд «Словарь современных богословов» по заказу Московской Патриархии. Работа уже близилась к концу, когда перестройка открыла ему неожиданные пастырские возможности: он получил разрешение беседовать о Боге в московских школах, институтах, наконец, в Университете им. Ломоносова, в церквах и залах где собиралось до 900 слушателей. В 1990 году он проводил беседы по радио, читал по 22 лекции в месяц, окормлял детскую больницу, выезжал на научные конференции в Германию, посещал Италию, был проездом в Бельгии и… продолжал писать. Когда ему задавали вопрос: «Как Вы успеваете со всем справиться?» – он отвечал: «Я отдаю Богу все свое время, и мне по мере сил дается успевать».
Подобный ответ он давал и тем, кто говорил ему о реальности получаемых им угроз недоброжелателей: «Я все предал в руки Божии и не боюсь ничего».
Отец Александр обладал энциклопедическим умом, что позволило ему переработать колоссальный материал при написании своих книг. Он умел находить главное как в научных трудах, так и при решении жизненных проблем. Как прекрасный педагог, он выражал свои мысли ясно и доступно для слушателей всех возрастов и самого различного интеллектуального уровня. У каждого он умел находить положительные стороны и согревал всех своей сердечностью и жизнерадостностью.
Вклад, который он внес за последние 30 лет в религиозную и культурную жизнь нашей страны, действительно огромен. Во многом он был последователем Вл.Соловьева, портрет которого висел у его письменного стола. В предисловии к «Истокам религии» он писал, что «Соловьев одним из первых обратился к христианскому осмыслению религиозной истории. Он задумал посвятить ей обширное исследование». «Цель этого труда, – говорил Соловьев, – объяснение древних религий, необходимое потому, что без этого невозможно полное понимание всемирной истории вообще и христианства в частности». По разным причинам план не был осуществлен… В какой-то мере пробел был заполнен… А в 1927 году в программной статье Н. Бердяева «Наука о религии и христианская апологетика» были намечены дальнейшие пути изучения дохристианских верований в свете православия.
В предлагаемых шести книгах ставилась задача выполнить то, что завещал Владимир Соловьев нашему времени. Но по методу изложения цикл «В поисках Пути, Истины и Жизни» отличается от предыдущих опытов. Главная цель работы – по возможности доступно изобразить драматическую картину духовной истории. Воссоздавая ее в свете целостного христианского миросозерцания, автор исходил из богатого наследия богословской и научной мысли. Поэтому весь цикл можно рассматривать как своего рода попытку религиозно-философского и исторического синтеза.
Отец Александр осуществил проект Соловьева, но не в умозрительном плане, а преследуя практическую пастырскую цель – сделать христианство доступным всем своим читателям.
В то время, как для многих его современников религиозная идея представлялась обреченной на жалкое умирание, он утверждал с оптимизмом, что развитие религиозного знания параллельно развитию науки и что религия связана с лучшим, что есть в человеке.
Экуменические взгляды отца Александра определились при нашем первом обмене письмами. Получив его первую рукопись, мы не были уверены, что она предназначалась для нас, и запросили его о его намерениях. При этом сообщили ему, что наше издательство – католическое, совмещающее, по примеру Владимира Соловьева, верность Риму с верностью традициям Восточной Церкви и с братским сотрудничеством с православными. Последовал ответ: «Мы знаем, что вы – католики, но это нас нисколько не смущает, а наоборот, радует, ибо пришло время освободиться от конфессиональных перегородок, препятствующих исполнению воли Христовой об единстве христиан». В дальнейшем наши отношения всегда носили самый дружеский характер.
Из сборника статей и воспоминаний «Двадцать лет без отца Александра Меня. И с ним» (Москва, 2010)